Минтруд России подготовил законопроект, направленный на защиту лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении
16-02-2015
|
rosmintrud.ru
Законопроект «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со сторон должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются» подготовлен Минтрудом России на основе рекомендаций, выработанных по итогам заседания в Общественной палате Российской Федерации по вопросу о защите лиц, сообщивших о фактах коррупции, в декабре 2014 года, с участием членов Экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, депутатов Государственной Думы, а также представителей научного и экспертного сообщества.
Разработка законопроекта также предусмотрена Национальным планом противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226.
Реализация законопроекта направлена на обеспечение защиты лиц, сообщивших о незаконной деятельности внутри государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, включая государственные корпорации, государственныевнебюджетные фонды, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации, от любых негативных последствий, в частности от ущемления их прав и законных интересов, связанных с таким сообщением.
Согласно законопроекту сообщением о коррупционном правонарушении является информация о злоупотреблении служебным положением, даче или получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Также к сообщениям о коррупционном правонарушении относится информация о несоблюдении ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, и сообщения об иных коррупционных правонарушениях, за совершение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
В соответствии с законопроектом защите подлежат лица, замещающие государственную должность или муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы; служащие Центрального банка Российской Федерации; работники, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона; а также работники, замещающие должности на основании трудового договора в государственном органе, органе местного самоуправления, и в организациях.
Кроме того, меры защиты, предусмотренные законопроектом, могут применяться в отношении родственников и близких лица, которое сообщило о коррупционном правонарушении, в том случае, если они преследуются или их права нарушаются в целях оказания воздействия на данное лицо, либо в целях принуждения его отказаться от представленной информации, либо из мести за раскрытие указанной информации.
Эффективной защите служащих и работников, сообщающих о коррупционных правонарушениях, будет способствовать применение комплекса мер, включающего обеспечение конфиденциальности сведений, бесплатную юридическую помощь, защиту от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов в рамках исполнения должностных обязанностей и осуществления полномочий, меры прокурорского реагирования.
Кроме того, в качестве меры защиты предусмотрено обязательное участие прокурора при рассмотрении комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов вопросов применения дисциплинарных взысканий или увольнения лица, сообщившего о коррупционном правонарушении.
Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность выплаты материального вознаграждения лицам в случае, если передача сообщения о коррупционном правонарушении позволила предотвратить причинение ущерба государственной или муниципальной казне, государственному или муниципальному имуществу. Данная мера включена в законопроект с учетом международного опыта таких стран как Южная Корея, США, Канада и призвана мотивировать лиц к раскрытию информации о коррупционном правонарушении. Размер вознаграждения предлагается установить от 5 до 15 процентов от суммы предотвращенного ущерба.
Лицам, сообщившим о коррупционном правонарушении в организации, и предотвратившим тем самым причинение материального ущерба, нанесение вреда репутации и иных убытков или утрат данной организации, также может быть выплачено материальное вознаграждение, если оно предусмотрено локальным актом организации с учетом ее финансово-экономического положения.
При этом законопроект допускает применение и иных мер поощрения за сообщение о коррупционном правонарушении. Например, благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и прочее.
В случае если по решению суда лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, будет признано виновным в клевете или распространении заведомо ложных сведений, то меры защиты, применяемые в отношении него, отменяются, а выплаченное материальное вознаграждение, взыскивается в установленном Президентом Российской Федерации порядке.
После предусмотренных законодательством процедур по проведению общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации.
Справочно Российская Федерация является страной, присоединившейся к ряду антикорупционных конвенций, соблюдение которых требует выполнения определенных международных обязательств. Во время встречи «Группы 20» в ноябре 2010 года был принят Антикоррупционный план действий, в рамках которого Россия как участница «Группы 20» приняла на себя обязательства по его исполнению, в том числе, касающиеся усиления юридической защиты заявителей о коррупции.
В 2014 году в Австралии участники «Группы 20», включая Российскую Федерацию, приняли План противодействия коррупции на 2105-2016 годы, признав необходимость продолжения осуществления мер по противодействию коррупции в государственном и частном секторах, в том числе путем совершенствования законодательства о защите лиц, информирующих о фактах коррупции.
В рамках вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Рабочей группой ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок рекомендовано ввестичеткие правила/инструкции, согласно которым государственные должностные лица должны сообщать в компетентные органы о своих подозрениях в подкупе иностранных должностных лиц, совершенном физическими и юридическими лицами.
Также рекомендовано предпринимать дальнейшие меры по защите тех работников частного и государственного секторов, которые сообщили добросовестно и на разумных основаниях в компетентные органы о подозреваемом подкупе иностранных должностных лиц, а также гарантировать, что заявления о подкупе иностранных должностных лиц подвергнутся тщательному расследованию и оценке достоверности компетентными органами.
Анализ международной практики (содержится в докладе ОЭСР) показал, что во многих странах установлены и действуют специальные механизмы представления государственными служащими и иными лицами информации о фактах коррупции, включающие регламентированный порядок и форму представления служащими заявлений о фактах коррупции, определение специальных уполномоченных должностных лиц, комиссий и органов, осуществляющих прием, рассмотрение и расследование представленной информации о коррупционных правонарушениях.
Кроме того, в названных странах сформирован комплекс мер защиты указанных лиц от дискриминации и репрессивных мер. В российском законодательстве положения, устанавливающие порядок и меры защиты заявителей о коррупции, в настоящее время содержатся в отдельных нормативных правовых актах.
Однако при этом возрастает актуальность установления в российском законодательстве единого порядка подачи заявлений для служащих и работников, уведомляющих об обращении к ним в целях склонения к коррупционным правонарушениям, и для служащих и работников, не получавших таких предложений, но обладающих информацией о готовящихся или совершенных коррупционных правонарушениях.
Отсутствие единой системы решений по защите служащих и работников от репрессивных мер и дискриминации юридического, экономического, психологического или физического характера повлекло необходимость подготовки единого документа, предусматривающего комплексный подход к решению проблемы защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, и отвечающего требования международного права.