Публикации

← Вернуться назад

О ситуации на рынке труда и мерах по поддержке занятости

  • 02-03-2016
  • |
  • www.rosmintrud.ru

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина на совещании о ситуации на рынке труда и мерах по поддержке занятости
М.Топилин: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Мы продолжали постоянный контроль над ситуацией и, соответственно, по подготовке проекта решения, которое обеспечило возможность продления дополнительных программ на этот год.
Большое спасибо, что Вы подписали постановление.
Мы его достаточно энергично готовили и с регионами, и с нашими коллегами из министерств и ведомств, и, безусловно, сразу после его подписания приступим к его реализации. Несколько цифр. Мы, как я уже сказал, каждую неделю наблюдаем за ситуацией на рынке труда. 24 февраля, последние данные, которые мы имеем, – это 1 млн человек зарегистрированных в службе занятости, 1,3%.
Как Вы уже сказали, по методологии Международной организации труда, ситуация более или менее стабилизировалась. И действительно, буквально вчера Росстат опубликовал данные по этой цифре: третий месяц подряд уровень безработицы по методологии МОТ сохраняется на отметке 5,8%, это 4,4 млн человек, чуть больше, чем в прошлом году. Но вместе с тем три месяца, несмотря на то что у нас, как правило, в зимние периоды идёт увеличение этого показателя, ситуация стабильная.
<...>
Да, конец осени, когда у нас увеличение шло по 0,3 процентных пункта два месяца подряд – с 5,3 до 5,5. Последние три месяца (ноябрь, декабрь, январь) – 5,8%, это 4,4 млн человек.
В прошлый кризис (2009 год) ровно в это время, в феврале, это было 9,2%. То есть ситуация лучше, но вместе с тем мы не расслабляемся, продолжаем работу. Если говорить о прошлом годе, то, и по данным Росстата, и по данным мониторинга, высвобождено было порядка полумиллиона человек, если брать крупные и средние предприятия. Конечно, есть высвобождение в мелких предприятиях, но статистика фиксирует именно эти цифры, это 2,5% занятых. И допмеры, которые мы реализовывали, позволяли именно трудоустроить этих граждан.
По данным служб занятости, по общим статистическим показателям, порядка 65% находят работу (где-то около 4 млн обращаются в среднем за год, чуть больше иногда) с помощью служб занятости.
Под риском увольнения на сегодняшний день находится порядка 500 тыс. человек, это данные мониторинга. Как эта цифра складывается? Это 301 тыс. на последнюю дату тех, кто находится в режимах неполной занятости. В прошлом году эта цифра колебалась от 250 тыс. до 300 тыс., то есть приблизительно в этих параметрах она находилась. В 2009 году, Дмитрий Анатольевич (чтобы мы просто это тоже не забывали), 1,5–1,7 млн человек находилось в режимах неполной занятости, в пиковые точки 2009 года. Вместе с тем нас беспокоит следующая ситуация: если брать эти 300 тыс. (неполный режим), несмотря на то что есть меры поддержки, и по линии автопрома прежде всего, 20% этой цифры (это порядка 70 тыс. человек) – это те, кто работает в режимах неполной занятости на предприятиях прежде всего автопрома. И мы очень активно с Минпромом работаем в этом направлении, с тем чтобы не допускать каких-то стихийных или спонтанных действий на предприятиях. Ситуация тоже находится под контролем.
Следующая отрасль, тоже достаточно проблематичная, как мы видим, – это строительство. Здесь порядка 11% от всех тех, кто находится в режиме неполной занятости, – это стройка, это 30 тыс. человек.
Остальные отрасли находятся в более или менее спокойном режиме, но вместе с тем тоже им надо уделять очень серьёзное внимание. Если говорить о тех, кто заявлен к увольнению, цифра на сегодня составляет чуть менее 200 тыс. человек. Здесь нет чётко выраженной отраслевой специфики, здесь есть и представители государственного управления, и отдельные сектора в финансово-банковском секторе, в транспортной деятельности, но здесь распределение более равномерное, здесь мы особых рисков пока не наблюдаем. Но вместе с тем те программы региональные, которые сейчас будут разрабатываться, будут нацелены прежде всего на эти сектора, которые я назвал.
В прошлом году мы пытались вместе с регионами акцентировать внимание на, как Вы сказали, переобучении, но и серьёзное внимание уделялось временной занятости. Хочу обратить внимание на то, что временная занятость – это были не просто какие-то работы временного характера, это были работы, которые мы пытались совместить с перевооружением, которое происходило на предприятиях. То есть если на предприятиях были программы где-то импортозамещения, где-то внедрялось новое производство, новые технологии и так далее, то временные работы мы организовывали таким образом, чтобы люди, которые заняты неполное рабочее время (у них появляется некое свободное время, день или два дня в неделю), работали именно на подготовке таких новых проектов и таких новых производств. То есть мы попытались их и переобучить, с одной стороны, и, с другой стороны, направить вот на эти проекты. То есть в каждом конкретном случае мы пытались эту работу синхронизировать, и 120 тыс. человек приняли участие в этих работах.
Какие новеллы в постановлении, которое Вы подписали? Во-первых, мы пытаемся всё-таки переформатировать работу таким образом, чтобы люди могли находить новые рабочие места на предприятиях, которые вновь создаются или на которых открываются новые рабочие места. Поэтому предусмотрены меры по поддержке занятости и субсидирование тех работодателей (оплата частично заработной платы из субсидий) тогда, когда люди будут устраиваться именно на новые рабочие места. То есть мы пытаемся всё-таки оказать поддержку регионам, когда с одних предприятий могли бы работники переходить на другие предприятия, если такие рабочие места есть. Это тоже такая достаточно кропотливая работа.
В старой программе прошлого года этих мер не было.
Также Вы сказали про выпускников. У нас в службе занятости порядка 120 тыс. выпускников регистрируются. Это на самом деле очень плохая история, потому что, казалось бы, молодые люди получили только что образование и готовы выйти на рынок труда, но при этом по тем или иным причинам работу найти не могут.
Поэтому в программе на 2016 год предусмотрена возможность оказания им содействия в трудоустройстве, оказание финансовой поддержки работодателям, с тем чтобы выпускники могли адаптироваться на производстве после окончания вузов. Это тоже направление, которое мы попытаемся с субъектами Российской Федерации реализовать где-то ближе к концу лета – началу осени.
Что касается трудоустройства инвалидов. У нас закончила работать прежняя программа. В рамках программы допмер мы предусмотрели поддержку работодателей для создания специализированных рабочих мест, инфраструктуры занятости для инвалидов. Кроме того, мы сейчас в рамках реализации законов, которые внесли изменения в закон о социальной защите инвалидов, начали через медико-социальную экспертизу информировать все службы, начиная от здравоохранения и заканчивая службами занятости, об инвалиде, который прошёл переосвидетельствование или пришёл на регистрацию в медико-социальную экспертизу.
То есть не когда он просто обратился или не обратился, а медико-социальная экспертиза сразу даёт информацию (сейчас пытаемся это в электронном виде сделать) во все службы, чтобы сопровождать инвалида исходя из того, что ему необходимо и требуется. Также будем развивать направления, связанные с мобильностью. Мы, конечно, планировали эту тему развивать более высокими темпами, но с учётом финансовых ограничений сейчас пытаемся точечно отработать в ряде регионов – прежде всего, конечно, это Дальний Восток – программы поддержки переезда работников. Программа в общем-то недешёвая, 300 тыс. стоимость сертификата. В этом году у нас деньги на это предусмотрены, мы будем просто пока пытаться её настроить.
Что касается портала «Работа в России». Вы посмотрели сегодня, мы пытаемся сделать его более современным, пытаемся завести туда всю информацию, связанную с месторасположением работы, связать это с картами. Пытаемся, в общем, не что-то новое создавать. Например, если есть карты в «Яндексе», мы пытаемся это просто синхронизировать, чтобы не придумывать свои новые технологии. Они уже есть, и их надо максимально использовать. И, наверное, последнее, что я хотел бы сказать. Что касается регионов и региональных действий. Всё-таки мы уже давно передали службу занятости в регионы, но мы видим, что субъекты далеко не все оказывают должное внимание службам занятости, активным программам занятости. Пособия мы финансируем из федерального бюджета и деньги регионам передаём, при необходимости увеличиваем, как и в прошлом году, расходы на эти цели, но многие регионы, конечно, снижают расходы на активные программы, что в принципе, когда у нас, в общем-то, ситуация непростая, является неправильным. Допустим, в прошлом году, если брать программы переобучения (то, что является компетенцией регионов), снизилась на 1% доступность этих программ. То есть если раньше 7% безработных проходили переобучение, то в прошлом году уже было только 6,2%. Поэтому у меня большая просьба ко всем здесь присутствующим и в поручении в протоколе мы предусмотрели, чтобы регионы всё-таки уделяли серьёзное внимание антикризисным программам в том числе. Потому что нельзя рассчитывать только на то, что Федерация будет оказывать поддержку. В том году мы регионам, может быть, не всем помогали, потому что регион говорил: дадите нам деньги – тогда мы будем что-то делать, не дадите денег – мы не будем делать. Это неправильно. Регион должен сам исполнять свои полномочия, а мы должны закрывать какие-то более тяжёлые точки, которые являются местом социального напряжения. Это означает, что субъекты должны свои программы принимать и увеличивать доступность этих услуг в сегодняшний момент. Мы приступим сразу, Дмитрий Анатольевич, к реализации программ.
Единственное, что хотел бы попросить уже заранее: мы в постановлении предусмотрели жёсткую схему, когда все субсидии на дополнительные меры на рынке труда должны быть распределены, как положено общими правилами, до 1 мая. Конечно, нам будет достаточно сложно это сделать, может ситуация за пределами 1 мая меняться. Мы будем стараться сделать всё вовремя, но вместе с тем, если у нас возникнет такая необходимость, мы тогда к Вам будем обращаться с просьбой о возможности какой-то пролонгации небольшой. Но ещё раз повторю, что постараемся сделать всё в возможно короткие сроки.