Министр Максим Топилин выступил на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития
13-05-2015
|
rosmintrud.ru
М.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги! Те задачи, которые поставлены перед Правительством в указах Президента Российской Федерации от 7 мая, занимают ключевое место в работе Министерства. Остановлюсь на трех направлениях деятельности.
Несколько слов о тех результатах, о которых Вы сказали. Демографическая политика - фактически действительно удалось достичь показателя по суммарному коэффициенту рождаемости.
Этот показатель отражает количество детей, рожденных одной женщиной.
И как Вы, Владимир Владимирович отметили, несмотря на то, что у нас, возможно, суммарное количество рождений и женщин в репродуктивном возрасте будет снижаться, именно этот показатель - суммарный коэффициент рождаемости - нивелирует изменения в структуре населения и учитывает именно количество детей на одну женщину.
Мы ставим перед собой задачу к 2020 году достичь этого показателя на уровне порядка 1,85 и тем самым приблизиться к самым успешным странам Европы. Сегодня, достигнув показателя 1,75, мы фактически обогнали такие страны, как Австрия, Германия, Италия и ряд других стран Европы, но резервы еще есть.
Хотел бы отметить при этом, что ключевое значение при достижении этих показателей и вклад в достижение этих показателей внесли такие новые инструменты поддержки семей с детьми, как пособие на третьего и последующего ребенка, которое сегодня у нас выплачивается уже 220 тысячам семей.
Год назад такое пособие выплачивалось менее чем 100 тысячам семей.
Мы продолжаем софинансировать регионы, все регионы, в которых суммарные коэффициенты рождаемости ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
И чтобы не быть голословным, в тех регионах, которые ввели такое пособие и которым мы оказываем финансовую поддержку, количество третьих и последующих детей за два года выросло на 20 процентов.
А те регионы, в которых такое пособие не установлено, прирост меньше 10 процентов, и суммарный коэффициент рождаемости в этих регионах растет в 2,5 раза быстрее, чем в других регионах.
Поэтому, как нам кажется, два года работы с этим пособием показали его эффективность.
Работа по повышению заработной платы в тесной связи с достижением качественных показателей также находится под особым контролем.
Приведу несколько цифр. Если до начала реализации указов у нас соотношение зарплат в образовании к средней зарплате по России составляло 67 процентов, то в 2014 году это уже 79 процентов.
В здравоохранении соотношение выросло с 78 до 87 процентов. То есть существенный сдвиг, перелом тенденции произошел.
Мы контролируем ситуацию. И самое ключевое внимание в предыдущие годы и в 2015 году будет уделено двум категориям, которые определены указами, - это педагоги школ и педагоги дошкольных учреждений.
Если брать прошлый год, то отстающих регионов было по дошкольным учреждениям 23, а по школам - три региона.
На 2014 год практически все регионы справились с задачей, и всего у нас отстающих по школам - два региона, по дошкольным учреждениям - восемь субъектов Российской Федерации. Но это очень незначительное отклонение.
Мы с ними работаем. Уверен, что в этом году эта задача будет исполнена.
Очень серьезное внимание мы уделяем проблеме дифференциации в заработной плате.
Были приняты решения о введении ограничений дифференциации в заработной плате между руководителями и средней заработной платой в учреждениях.
Регионы исполняют эти задачи, и в среднем соотношение между заработной платой в учреждениях социальной сферы и руководителями составляет практически не более 1 к 4.
Мы даже начинали с 1 к 8, а в принципе сейчас гораздо более разумные соотношения в регионах установлены и соблюдаются. Мы продолжаем работу в этом направлении.
Подготовили законопроект, которым будет предусматриваться введение таких же ограничений не только для руководителей, но и заместителей руководителей учреждений, главных бухгалтеров, и будет введено декларирование сведений о доходах для этих лиц.
Что касается структурных изменений, то я хотел бы отметить, что изменения происходят с внедрением и новых технологий, и постоянным уточнением функций структурных подразделений, прежде всего тех, которые носят обслуживающий характер, изменяются трудовые обязанности работников.
Мы продолжаем работать по теме профессиональных стандартов, перевели это в формат работы с профессиональным сообществом, с объединениями работодателей.
Также идет работа по исполнению нормативов объемов оказываемых услуг.
Надо сказать, что ряд регионов, конечно, допускают нарушения соотношений, которые подписаны в соглашениях с губернаторами, но все‑таки по тем нормативам, которые устанавливаются, по нормативам прежде всего обучения в расчете на одного педагогического работника, большинство регионов справляются с этой задачей.
Постепенно повышается престиж работы в отраслях социальной сферы.
В ряде регионов отмечен практически двукратный рост выпускников высших учебных заведений, которые приходят в школы. По сравнению с 2012 годом во многих регионах этот показатель удвоился.
Растет численность педагогов в возрасте от 23 до 35 лет - тоже наблюдается положительная динамика.
Мы ведем эту работу в постоянном контакте с профессиональными союзами, с Общероссийским народным фронтом, со Счетной палатой, с тем чтобы, как Вы сказали, выявлять и не допускать, и если это возникает, то исправлять ошибки, которые связаны именно с обеспечением качества и доступности услуг.
В этом году планируется на повышение заработной платы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации выделить 61 миллиард рублей. Эти деньги предусмотрены в бюджетах.
Уровень заработной платы должен быть сохранен. И при этом 30 процентов, как и предусмотрено указом, пока по тем соглашениям, которые подписаны с регионами, - это именно внутренние ресурсы, как Вы и сказали, Владимир Владимирович.
Очень коротко по независимой оценке. Вы сказали о том, что вступил в силу закон.
Сейчас эти механизмы внедряются в регионах, принимаются нормативные акты.
Действительно, это совершенно новый инструмент оценки деятельности организаций, когда не чиновники принимают участие в оценке, а именно общественные организации и профессиональные сообщества путем опросов населения.
И население будет непосредственно давать оценку работы организаций.
Какие это показатели?
Например, в здравоохранении это доступность записи к врачу, это срок ожидания плановой госпитализации.
Такие опросы будут проводиться, население будет оценивать работу именно с точки зрения его восприятия.
Эти результаты независимой оценки обязательно должны учитываться организациями при изменении планов своей деятельности.
Эта работа сейчас настраивается в регионах, мы очень надеемся на обратную связь.
И буквально несколько слов по рабочим местам инвалидов.
Вы сказали, что эта работа идет медленно.
Те показатели, которые указами установлены, это 14,2 тысячи рабочих мест в год, исполняются, даже превышаются на 5 процентов где‑то.
Причем мы уделяем наибольшее внимание именно тем инвалидам, которые имеют наиболее тяжелые группы инвалидности, I и II группу, это именно специализированные рабочие места.
Мы ставим перед собой в качестве задачи расширить охват и уделить этой теме достаточно серьезное внимание.
Сейчас готовится новая редакция программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы.
И в рамках этой программы мы вместе с коллегами из других министерств и ведомств, вместе с общественными организациями этой теме уделяем серьезное внимание.
В ходе бюджетного процесса на 2016-2018 годы эта программа будет подготовлена, в ней все мероприятия найдут, я уверен, свое отражение, мы повысим доступность для трудоустройства инвалидов и решим ряд других задач.