Публикации

← Вернуться назад

Комментарий пресс-службы Минтруда России в связи с публикациями в газете «Московский комсомолец» о разработке профессионального стандарта водителя

  • 11-02-2014
  • |
  • www.rosmintrud.ru

В связи с публикациями в газете «Московский комсомолец» («МК») и на портале «Автовзгляд» автора А. Ростарчука о разработке профессионального стандарта водителя Минтруд России сообщает следующее.

В публикациях допущен ряд фактических ошибок, что вводит читателей в заблуждение относительно процедуры разработки профессионального стандарта и взаимосвязи с процессом обучения водителей. Автор А. Ростарчук за официальным комментарием в Минтруд России не обращался, а также не привел факты, содержащиеся в официальном письме Минтруда России № 24-0/47 от 23 декабря 2013 года, направленном в адрес редакции «МК».

В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Минтрудом России на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений работодателей, отраслевых объединений профсоюзов, ведущих профессиональных ассоциаций сформирован перечень профессиональных стандартов, подлежащих разработке на основе конкурсных процедур в 2013-2014 годах.

На основе предложений Минтранса России в этот перечень Минтрудом России были включены профессиональные стандарты специалистов в области транспорта, разделенные по типам транспортных средств: «Водитель легкового автомобиля», «Водитель автобуса», «Водитель грузового автомобиля» и ряд других. При этом разработка профессиональных стандартов по отдельным категориям транспортных средств не предусмотрена.

В материале «МК» «Двойной стандарт» от 21.11.2013 г. не соответствует действительности утверждение, что «альтернативный документ, уже вызвавший резкую критику экспертов, Министерство труда получает за бюджетные деньги от компании «Автополис-плюс»». Сообщаем, что в результате аукциона, проведенного в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», разработку профессиональных стандартов водителей легкового и грузового транспорта осуществляло ООО «Компания «Автополис плюс». Разработанные профессиональные стандарты в соответствии с установленным регламентом 19 декабря 2013 года были рассмотрены на заседании Экспертного совета по профессиональным стандартам при Минтруде России и не получили одобрения. Соответственно, финансирование их разработки за счет средств федерального бюджета осуществлено не было.

Также сообщаем, что НП «Межрегиональная ассоциация автошкол» было представлено в Минтруд России уведомление о разработке профессиональных стандартов водителей транспортных средств категории «В» и «С». С учетом того, что эти профессиональные стандарты не вошли в перечень профессиональных стандартов в сфере транспорта, данная заявка не была поддержана.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

В связи с вышеизложенным на рассмотрение Экспертного совета по профессиональным стандартам при Минтруде России могут быть представлены для рассмотрения профессиональные стандарты в сфере транспорта, согласованные с заинтересованными профессиональными сообществами, работодателями, профсоюзами.

Также сообщаем, что Статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от 07 мая 2013 г. № 92-ФЗ) были установлены категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право. Статьей 26 данного Федерального закона предусмотрено, что к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В развитие данной нормы Правительством Российской Федерации издано постановление от 1 ноября 2013 г. № 980 «Об утверждении правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Данными Правилами предусмотрено, что примерные программы разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) и утверждаются Минобрнауки России по согласованию с Минтрансом России, МВД России и Минздравом России.

Следует иметь ввиду, что статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Таким образом, отсутствие в настоящее время профессионального стандарта не является препятствием для ведения профессиональной подготовки учебными заведениями. При этой работе используются квалификационные требования (ЕТКС).

О якобы имеющемся нарушении срока разработки профессионального стандарта водителя (материал «МК» «Блондинок научат ездить, а не чинить подвеску» от 06.02.2014 г.), сообщаем, что Правительство РФ не устанавливает сроки разработки конкретных профессиональных стандартов. Сроки разработки профессиональных стандартов обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» - это 2013 и 2014 годы. Соответственно, в случае, если какие-либо объединения работодателей, работодатели, профессиональные сообщества, саморегулируемые организации или иные некоммерческие организации возьмут на себя ответственность за разработку профессионального стандарта водителя и документ будет одобрен Экспертным советом, такой стандарт появится в течение 2014 года.

Кроме того, сообщаем, что Экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде России одобрено 252 профессиональных стандарта