Cтатс-секретарь-замминистра Андрей Пудов в интервью "РИА Новости" - о развитии пенсионной системы
03-10-2013
|
www.rosmintrud.ru
Пенсионная реформа в России близка к старту, а количество вопросов вокруг нее только растет. О том, сколько лет нужно проработать, чтобы получать высокую пенсию, какую долю от утраченной зарплаты она может составить при самом позитивном сценарии и кому доверить накопительную часть пенсии, в интервью РИА Новости рассказал статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов.
- Андрей Николаевич, наиболее обсуждаемая тема последних недель - изменение подхода к формированию накопительной части пенсии. Как лучше всего распорядиться своими 6% накопительного тарифа?
- Мне кажется, что сегодня есть некий ажиотаж в общественном пространстве: делай выбор быстрее. Но эта спешка не нужна. Важно, наоборот, чтобы человек сделал осознанный выбор на долгосрочную перспективу. Чтобы человек смог сделать выбор, он должен обладать минимальным набором знаний в области финансового рынка. Он должен понимать, что есть государственная управляющая компания (ГУК), есть частные управляющие компании (УК), есть негосударственные пенсионные фонды (НПФ), и, как минимум, понимать, чем они друг от друга отличаются. Все, например, знают, что есть НПФ, но мало кто знает, что эти институты сами денег не зарабатывают, а передают средства в управляющие компании. Прежде чем сделать выбор, нужно себя самого спросить: мне гарантируют что-нибудь, кроме номинала, будет ли обеспечен какой-то приемлемый доход по вложенным средствам? Необходимо четко осознавать, что ни один НПФ в своем договоре не имеет права прописать конкретную доходность. Если говорить о времени "прямо сейчас", то страховкой от неправильного выбора является то, что Минтруд своим законопроектом предлагает на два года продлить право выбора. То есть человек, за которого по умолчанию с 2014 года работодатель будет платить взносы на финансирование страховой части пенсии, в течение двух лет, изучив и проанализировав состояние рынка, сможет определиться с заслуживающим доверия финансовым институтом. Чтобы часть от страхового взноса направить на формирование в указанном институте средств для финансирования накопительной части пенсии. Мы пониманием, что за эти два года должны состояться известные преобразования: должен быть принят и заработать закон о гарантировании средств пенсионных накоплений. В нем как раз появляется тот финансовый инструмент, который позволяет гарантировать номинал.
- То есть Вы советуете не торопиться?
- Мне кажется, что спешить бежать в Пенсионный фонд и подавать заявление на перевод накоплений не стоит, потому что, если ты до этого молчал, не выбрал финансовый институт, то еще есть время в течение двух лет этот выбор сделать. Тем более, есть еще один законопроект, инициированный Минфином и Минэкономразвития, в соответствии с которым предполагается, что человек, сделавший выбор в пользу финансового института, должен в нем пробыть не менее пяти лет. Это важно понимать: если вы делаете выбор в пользу финансового рынка, то вы входите туда не меньше, чем на пять лет. По истечении пяти лет можно будет выбрать другой НПФ, также можно будет вернуться в солидарную систему. Соответственно, представляется, что выбор на пятилетнюю перспективу НПФ, управляющей компании, которым будущий пенсионер "доверит" деньги на свою будущую пенсию, должен быть максимально взвешенным.
- Когда заработает этот механизм?
- Предполагается, что пятилетний вход и выход в отношении НПФ должен заработать с 1 января 2014 года.
- Есть ли у министерства планы по повышению грамотности населения в вопросах пенсионного страхования?
- Безусловно, нужно заниматься повышением финансовой грамотности. Минфин сейчас реализует соответствующую программу, а нами предпринимаются шаги к активному участию в ней с темой "пенсионная грамотность". Работу в этом направлении ведет Пенсионный фонд России: его территориальные органы проводят открытые уроки в школах и вузах. Осуществляется взаимодействие с Минобрнауки РФ с тем, чтобы занятия по пенсионной грамотности в части пенсионного страхования стали частью образовательной программы. Это длинный путь, но когда-то он должен быть пройден.
- Минтруд упрекают в том, что новая пенсионная формула слишком сложна. Вы с этим согласны?
- На мой взгляд, для обычного человека расчет пенсии теперь будет максимально понятен. В новой системе просто рассчитать, сколько баллов можно заработать за год: с предельной заработной платы - максимальное число баллов, с зарплаты в два раза ниже - вдвое меньше. На индивидуальных лицевых счетах будут отражаться не рубли, как сейчас, а количество баллов, заработанных за трудовую деятельность. Сколько баллов накопилось на данный момент, каждый сможет уточнить на портале госуслуг или в территориальном отделении Пенсионного фонда. Пенсию можно будет рассчитать, просто перемножив это число баллов на стоимость одного коэффициента, который будет ежегодно устанавливаться нормативно-правовым актом и публиковаться во всех СМИ.
- По прогнозам, число россиян в трудоспособном возрасте в РФ в ближайшие годы будет снижаться, а количество пенсионеров - расти. Такая ситуация не приведет к разбалансировке бюджета ПФР, к снижению стоимости пенсионного коэффициента?
- Да, демографическая ситуация, действительно, не улучшается, это очевидно. Если никаких мер не предпринимать, то можно ожидать ее ухудшения. Минтруд предлагает комплексное решение за счет корректировки ряда обременений, существующих в пенсионной системе. Например, досрочные пенсии. Сегодня 12 миллионов человек в России получают пенсию досрочно. Законопроектом, сопутствующим рассматриваемому Госдумой РФ проекту закона о специальной оценке труда, мы решаем эту проблему за счет предоставления "досрочникам" альтернативного варианта пенсионного обеспечения - в негосударственных пенсионных системах, формируемых работодателями, у которых есть рабочие места с вредными, опасными условиями труда. В перспективе создаваемые работодателями такие "корпоративные" системы при должном уровне пенсий, назначаемых в них, позволят высвободить дополнительные ресурсы Пенсионного фонда РФ, которые можно будет направить на выплату пенсий "обычным" пенсионерам.
- Проблема неформальной занятости также остро стоит...
- Что касается уменьшения числа работающих, то здесь мы как министерство, которое отвечает за рынок труда, должны искать стимулы для тех, кто сегодня не занят и для тех, кто занят в теневом секторе и получает серую зарплату. С точки зрения солидарности, те, кто претендует на трудовую пенсию, должны участвовать в системе. Поэтому мы предлагаем в новую систему пускать только тех людей, у которых есть заработанные права. Во-первых, речь идет о поэтапном увеличении минимального стажа. Пятилетний стаж - это не тот срок работы в легальных отношениях, который позволяет получить право на пенсию; 15 лет - это стаж, который каждый может заработать. Второе условие - для получения права на пенсию человек должен приобрести за свой трудовой стаж определенное минимальное количество баллов. Что соответствует отчислениям в ПФР с зарплаты в один минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в течение 30 лет, либо с зарплатой в два МРОТ в течение 15 лет. В результате, эти люди будут иметь право на минимальную пенсию, равную прожиточному минимуму пенсионера.
- Эксперты считают, что предложение Минтруда о стимулировании более позднего выхода на пенсию является скрытым увеличением пенсионного возраста.
- Мы, действительно, включили реально значимое поощрение для тех, кто отложит выход на пенсию. Это открытый стимул, а не скрытый. Мы рассчитываем, что к 2025 году 20%-25% пенсионеров будут откладывать получение пенсии на поздний срок. Дилемма, конечно, будет, потому что пенсии будут расти, и если размер пенсии будет высоким, то человеку будет сложно от нее отказаться. Но ведь и зарплаты тоже будут расти. На Западе, например, пенсионеры в большей степени ориентированы на то, чтобы выйти на пенсию попозже. Взять ту же Германию, где пенсионный возраст равен 65 годам. Там можно выйти на заслуженный отдых и раньше, но тогда в отношении пенсии будут действовать понижающие коэффициенты. За рубежом уже сложилась идеология: если я получаю доход, который мне обеспечивает текущее потребление, то лучше я выйду на пенсию на 2-5 лет позже, чтобы моя пенсия обеспечивала замещение моего сегодняшнего заработка. Они именно так рассуждают: как отложенная пенсия возместит утраченный заработок.
- В России пенсионеры тоже работают до тех пор, пока есть силы, но при этом получают пенсию, чтобы жить достойно.
- Со временем начнет работать стимул более позднего выхода на пенсию. Кроме того, должна измениться психология в целом, должно прийти понимание того, что пенсионные права нужно зарабатывать не только с помощью государства, но и лично. Рынок добровольного пенсионного обеспечения (страхования) создан, но вопрос в том, насколько активно участники этого рынка (НПФ, страховые организации, а в перспективе и кредитные организации) занимаются продвижением своего продукта - корпоративного и добровольного обеспечения (страхования). Это сложно, потому что нужно работать с каждым индивидуально. Например, у нас есть налоговый вычет (то есть при уплате налога на доходы физических лиц из облагаемой базы можно вычесть сумму пенсионных взносов, уплаченных в НПФ, страховые организации, с которыми человек решил заключить соответствующие договоры пенсионного обеспечения/страхования) для тех, кто добровольно вступил в систему негосударственного пенсионного обеспечения либо страхования, но, к сожалению, об этом мало, кто знает.
- Насколько выгодно участие в добровольном пенсионном страховании?
- Расчеты достаточно простые. Если человек в течение 20 лет перечисляет 10% от зарплаты в НПФ, то коэффициент замещения при получении пенсии пожизненно будет не менее 20%. Если срок получения пенсии, например, 10 лет, то коэффициент замещения будет до 30%. В идеале, если работник вступил в программу добровольного обеспечения (страхования), участвует в корпоративном страховании и вступил в программу софинансирования, то в совокупности при продолжительности трудовой деятельности 35 лет и более получается 40% коэффициента замещения только по линии негосударственного пенсионного обеспечения (страхования). Плюс до 40% в виде страховой пенсии от государства. Итого совокупный коэффициент замещения утраченного заработка может составить до 80%.
- Вопрос перерасчета пенсий работающим пенсионерам до сих пор остается открытым?
- Мы исходим из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка. Если человек назначил пенсию в 60 лет, то он компенсирует тот заработок, с которым он пришел в ПФР, и нет оснований его пересчитывать каждый год.
- Как быть с теми, кто уже вышел на пенсию? Эти граждане смогут отказаться от получения пенсии и рассчитывать на повышающие коэффициенты?
- Да, мы предусмотрели поправки в действующее законодательство, чтобы человек смог отказаться от получения пенсии. Когда он вновь обратится за ее назначением, его пенсионные баллы будут увеличены на повышающие коэффициенты. Мы специально прописали такую возможность в законодательстве, потому что ожидаем, что такие люди найдутся.