Министр Максим Топилин в интервью "России 24" рассказал о пенсионной реформе
20-06-2013
|
www.rosmintrud.ru
ВЕДУЩИЙ: Ключевая тема, пожалуй, которую хотелось с вами бы обсудить, - это тема пенсионной реформы и так называемой пенсионной формулы. На каком этапе находится готовность пенсионной формулы? Где сейчас процесс согласования ее?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: У нас эта работа идет уже фактически год. Это сложнейший вопрос - пенсионная реформа, пенсионная формула, изменение параметров пенсионной системы. Понятно, что мы сталкиваемся с различными оппонентами, предлагая те или иные конструкции. Они связаны с совершенно различными факторами. Это и возможность увеличения или уменьшения нагрузки на бизнес, т.е. тарифно-страховых взносов. И понятно, что возможность пенсионной системы во многом зависит от этого фактора. Мы говорим о том, что мы осуществляем пенсионную реформу, не повышая тарифно-страховые взносы для бизнеса, потому что прекрасно понимаем, что это может повлечь различные ограничения, снижение темпов роста. Поэтому принято решение, что пенсионная реформа будет осуществляться в рамках действующих тарифов, но при этом не будут расширяться льготы. Льготы теперь будут постепенно сокращаться по тем правилам, которые установлены. Есть вопросы, связанные с различными факторами, которые будут более детально настраивать пенсионную систему: вопросы заработной платы, какую заработную плату облагать страховыми взносами. Это очень важно. Это был предмет очень серьезных дискуссий с Министерством экономики, Министерством финансов. Мы считаем, что это очень важно, потому что мы считаем, что тот порог заработной платы, который сегодня облагается пенсионным взносом, он очень незначителен. И люди среднего класса, которых становится все больше и больше, фактически выпадают из системы солидарного пенсионного страхования. Вы знаете, сколько было здесь диалогов по поводу накопительной системы: переводить ее в добровольный формат, сколько процентов дать человеку, забрать в накопительную или забрать в солидарную часть. Мы исходили из того, что накопительный элемент - это вообще добровольная составляющая. Тогда возникает... тогда эти институты работают по-другому. Тогда можно более-менее консервативно инвестировать средства, давать разрешение инвестировать средства накопительные в более рискованные инструменты, если люди сами стали накапливать, а не по принуждению, сейчас из их тарифа вынимает 6%.
ВЕДУЩИЙ: Это уже, конcенсус?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Да, эти решения уже приняты. Но это вот тот пакет решений, а их было еще очень много, которые постоянно требовали детального обсуждения. Сейчас мы находимся в той стадии... я бы сформулировал так: все основные разногласия между министерствами уже пройдены, состоялся ряд совещаний в правительстве Российской Федерации по этому поводу, и буквально недавно мы согласовали с моими коллегами то, что в новой формуле будет стимулироваться и каким образом в новой формуле будет стимулироваться стаж работы. Это принципиальный момент. И мы договорились о том, что люди, которые... женщины, которые отработали более 30 лет, имеют стаж более 30 лет, и до 40 лет стаж, у них будут дополнительные премиальные премиальные баллы, которые они будут получать сверх тех, которые они заработали за обычный стаж, и точно так же будет стимулироваться длительный стаж для мужчин с 35 до 45 лет стажа. Если у человека есть такой стаж, он будет дополнительно премироваться. Для чего мы это делаем? Мы делаем это для того, чтобы люди стремились долго участвовать в пенсионных накоплениях, платить нормальные заработные платы, чтобы работодатели платили нормальные заработные платы и страховые взносы. Т.е. стимулировать именно достаточно долгое участие. При этом нельзя сказать, что 30-35 лет еще плюс 10 лет - это какие-то заоблачные цифры. У нас большинство людей, большинство граждан, которые работают нормально и легально, не скрывают занятость, работают, имеют стаж за пределами 35 лет. Поэтому это будет прибавка к пенсии даже тем, кто сегодня находится на пенсии. Вот те пенсионеры, которые сегодня уже на пенсии, если у них стаж был достаточно высокий, они в рамках реформы в переходный период получат некие доплаты, для того чтобы... за то, что они работали долго в системе. Это будет дальше продолжаться. Мы договорились о том, что как будет увеличиваться пенсия, если человек будет принимать решение добровольно об отказе от пенсии и продолжении работы без назначения пенсии. Т.е. смысл заключается в том, что мы хотим предоставить гражданам право отложить пенсию, но при этом если, например, это право откладывается на пять лет, то пенсия увеличивается в полтора раза. Т.е. это очень существенная прибавка. Такого никогда тоже не было в нашей системе. Но это все будет делаться добровольно.
ВЕДУЩИЙ: Насколько я понимаю, теперь осенью окончательная формула?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Сейчас мы очень плотно приступили к обсуждению на различных площадках уже согласованных решений в правительстве. Мы сейчас ведем переговоры с профсоюзами. Понятно, что мы без договоренности с партнерами не можем осуществлять такие шаги. Мы договариваемся с работодателями, во многом и с дополнительными тарифами на рабочие места, где есть в списке 1 и 2. Мы, кроме формулы, также предлагаем механизм, который будет освобождать работодателей от дополнительных тарифов, которые в том году были введены, если проведена аттестация рабочих мест (сейчас она будет называться специальная оценка), и работодатели докажут то, что рабочее место является нормальным, условия труда являются нормальными. Тогда этот тариф платить уже не будет работодатель, но это определенная процедура. Сейчас этой возможности нет. Вот эти договоренности мы будем проводить в течение конца июня - июля месяца и вместе с бюджетом, вместе с проектом федерального бюджета на 14-16-й годы должны внести все законы, которые должны быть приняты в осеннюю сессию, соответственно, провести пенсионную реформу, но она начнет работать с 15-го года. Потому что 14-й год - это будет работа по конвертации пенсий, по конвертации пенсионных прав, расчету пенсий для пенсионеров действующих. Т.е. это очень огромная текущая работа.
ВЕДУЩИЙ: Будет ли и в какой степени будет использоваться ФНБ для финансирования пенсионной системы?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Накопительная составляющая будет продолжать работать, мы будем продлевать права для лиц, которые еще не работают, - у них будет право выбора. И в частности Министерство финансов приходит к окончательным уже настройкам накопительной составляющей. Но еще раз говорю, что мы предполагаем, что в перспективе все-таки накопительная составляющая должна приобрести характер добровольный. Т.е. люди должны осознанно принимать эти решения и осознанно входить в накопительную систему. Частично эта конструкция уже заработала, но мы предполагаем, что дальше надо будет еще над этим подумать очень хорошо.
ВЕДУЩИЙ: Вы также сказали, что раз это более добровольный аспект, то, наверное, деньги можно использовать, средства можно инвестировать более рискованно. Каков теоретический механизм такого инвестирования? Это какой-то специальный фонд, что это?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Это практически тот же механизм. Есть негосударственные пенсионные фонды, есть управляющие компании. Здесь менять придется, я думаю, следующее. Во-первых, сейчас у нас негосударственные пенсионные фонды - это некоммерческие организации, как не странно. И мы уже договорились с коллегами из Министерства финансов, что мы должны изменить их правовую форму: они должны стать коммерческими организациями, и тогда все встанет, как мне представляется, на свои места, но при этом институты гарантирования прав застрахованных должны быть усилены, и должен быть усилен надзор за негосударственными пенсионными фондами, должны появиться гарантийные фонды внутри НПФов, возможно, какие-то системы страхования вкладов. Т.е. это должно дальше, с точки зрения надстройки, но это надо делать очень аккуратно, потому что НПФы сейчас работают на рынке, и увеличение требований к ним не должно повести к каким-то негативным ситуациям с их состоянием.
ВЕДУЩИЙ: Негосударственные пенсионные фонды, пенсионные фонды в целом очень часто жаловались на то, что им необходимо показывать неотрицательную доходность всегда по итогам года. Вот это требование, насколько я понимаю, тоже исчезает.
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Ну, пока это требование остается. Мы считаем, что это делать нецелесообразно. Потому что мы исходим из того, что нужно все-таки сначала навести порядок в гарантиях выплаты пенсионных накоплений через определенный период. И когда вот эти институты гарантирования для людей будут созданы, тогда можно будет каким-то образом изменить конструкцию ежегодного отражения убытков. Пока гарантии не выстроены, разрешить ежегодно разносить убытки представляется очень рискованным: мы на выходе можем иметь просто отсутствие накоплений у граджан. Как мне представляется, сначала нужно создать гарантии.
ВЕДУЩИЙ: Максим Анатольевич, спасибо большое за ваши ответы!
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Спасибо!