Основной целью законопроекта является повышение размера общего уровня пенсионного обеспечения работников, занятых в особых (вредных и опасных) условиях труда и выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для решения этой проблемы предлагается система стимулирования формирования досрочных негосударственных пенсий путем софинансирования из средств федерального бюджета пенсионных взносов работника по договору досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному между работодателем и негосударственным пенсионным фондом.
«Мы предлагаем предоставить право работнику и работодателю, а это будет их совместное решение, при уплате тарифов в негосударственный пенсионный фонд освобождаться от уплаты дополнительных тарифов в Пенсионный фонд.
Это позволит гражданину формировать досрочную пенсию в рамках корпоративной пенсионной системы», - сказал Игнат Игнатьев. Меры государственной поддержки формирования работником досрочной негосударственной пенсии предполагается внедрять поэтапно.
Первый этап (с 2015 года) затронет только работников, полностью выработавших специальный страховой стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Для них досрочная негосударственная пенсия станет «прибавкой» к досрочной страховой пенсии по старости. Работник получит право на государственную поддержку в размере, равном его взносам (2% от зарплаты работника, занятого на работах по Списку 1, и 4% - по Списку 2), но не более размера, ежегодно устанавливаемого Правительством России с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, умноженного на коэффициент 2,3.
Суммарные тарифы пенсионных взносов работодателей, работников и государственной поддержки в такой конфигурации составят 6% и 12% соответственно. На втором этапе (с 2016 года) право на вступление в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения получат все остальные категории работников, занятые на списочных местах, условия труда на которых по итогам проведения специальной оценки условий труда признаны вредными или опасными.
Работник, вступивший в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на втором этапе, обязан начать уплату взносов в эту систему в размере, аналогичном установленному для первого этапа.
Государство обязывается уплачивать в его пользу взносы исходя из увеличенной в четыре раза суммы пенсионных взносов работника. Но не более размера, ежегодно устанавливаемого Правительством России с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, умноженного на повышающий коэффициент 2,3.
Суммарные минимальные тарифы в такой конфигурации составят 12% и 24% для работников, занятых на работах по Списку 1 и Списку 2 соответственно.
«Концептуальным моментом законопроекта является, конечно, коэффициент замещения, то есть размер пенсий, которые должны получить граждане в случае ухода из дополнительного тарифа в Пенсионной фонд в негосударственный пенсионный фонд.
Мы рассчитываем, что при условии софинансирования со стороны государства, коэффициент замещения будет равным тому, который они получили бы в солидарной пенсионной системе, либо даже превышать его», - сказал Игнат Игнатьев.
Директор департамента также подчеркнул, что в России необходимо развивать корпоративные пенсионные программы. «Мы будем стимулировать работодателя эти корпоративные пенсионные программы создавать. Это основное направление, в котором мы будем двигаться», - сказал он. При этом работодатели могут, но не обязаны создавать собственные пенсионные программы, отметил Игнат Игнатьев. Они могут работать с действующими сегодня на рынке негосударственными пенсионными фондами.
Руководитель депратамента подчеркнул, что законопроект относится к работникам, досрочно выходящим на пенсию, тем, кто работает на «списочных» местах.
Он напомнил, что с 2013 года на списочные рабочие места введен дополнительный тариф солидарного характера в Пенсионный фонд, в 2014 году этот тариф дифференцирован по классам условий труда.