В течение 11 месяцев 2013 года Федеральной службой по труду и занятости было проведено 42,5 тысячи проверок по вопросам охраны труда, в ходе которых выявлено свыше 425 тысяч нарушений. При этом отмечается тенденция снижения нарушений по охране труда на 11% по сравнению с предыдущим годом. В тоже время отмечен рост нарушений по вопросам обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и осуществления технологических процессов. Государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации приостановлена эксплуатация 1129 единиц оборудования и производственных участков, что на 30,5% больше аналогичного периода прошлого года.
Основные причины нарушений условий труда:
допуск к работе работников, не обученных по охране труда;
не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты;
не проведение оценки условий труда на рабочих местах.
Наибольшая численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве за 10 месяцев 2013 г. в расчете на 1000 работающих, в том числе со смертельным исходом, наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности, как:
строительство - 488 человек погибших;
обрабатывающие производства - 363 человек погибших;
сельское хозяйство - 254 человек погибших;
добыча полезных ископаемых -160 человек погибших.
Основными причинами производственного травматизма на предприятиях этих видов экономической деятельности являются:
неудовлетворительная организация работ - 21,7% от общего числа выявленных нарушений;
нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда - 5,8%;
нарушения технологического процесса - 4,4%.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 177 тысяч работников, страдающих различными формами профзаболеваний, что больше на 0,4 %, чем в 2012 году. При этом численность работников, которым диагноз профзаболевания устанавливается впервые, ежегодно составляет 5 - 6 тысяч человек.
Региональные программы улучшения условий и охраны труда
В 83 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются долгосрочные региональные целевые программы улучшения условий и охраны труда, ведомственные целевые программы, долгосрочные региональные целевые программы, в которых в качестве подпрограммы или раздела предусмотрены мероприятия по улучшению условий и охраны труда, отдельные мероприятия по улучшению условий и охраны труда в рамках других региональных программ, в том числе отраслевых, а также планы основных мероприятий по улучшению охраны труда регионального уровня, которые не имеют статуса Программы.
В том числе в 68 регионах утверждены и реализуются региональные программы улучшения условий и охраны труда, в том числе направленные на снижение количества рабочих мест с вредными условиями труда, на основе одобренной Правительством Российской Федерации в 2011 году Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации, в 25 регионах завершается процесс корректировки действующих Программ с учетом рекомендаций Типовой программы.