Подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 – 2016 годы
26-12-2013
|
Правительство РФ
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а также совместные действия сторон по их реализации.
С 1992 по 2013 год заключено 11 Генеральных соглашений.
В 2013 году очередное, 12-е Генеральное соглашение заключено на 2014-2016 годы и состоит из семи разделов: «Экономическая политика», «Заработная плата, доходы и уровень жизни населения», «Развитие рынка труда и содействие занятости населения», «Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы», «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность», «Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Развитие социального партнёрства и координация действий сторон соглашения».
Документ сформирован с учётом реализации социально-экономических задач на среднесрочную перспективу. Учтены основные приоритеты выхода на устойчивый экономический рост и действий Правительства Российской Федерации в социальной сфере.
Среди приоритетных целей соглашения стороны видят, в частности, создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счёт кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.
В Генеральном соглашении на 2014-2016 годы в области экономической политики предполагается рассмотреть вопросы создания системы стратегического управления на основе государственных программ Российской Федерации и долгосрочного прогнозирования, повышения эффективности государственного управления и бюджетных расходов, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, сбалансированного развития промышленности и сектора услуг, в том числе высокотехнологичных, внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, создания высокопроизводительных рабочих мест.
В области заработной платы предусмотрено проведение мониторинга повышения заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 года №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; проведение консультаций по вопросам реализации части первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации по разработке согласованных предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда в 2014-2016 годах.
В соглашение включён новый пункт о рассмотрении вопросов дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных корпорациях и предприятиях с преобладающим государственным участием, и содействии распространению практики раскрытия информации о заработной плате различных категорий работников в негосударственном секторе экономики.
В области социального страхования предполагается реализация мер, направленных на расширение охвата обязательным социальным страхованием различных категорий занятых граждан.
В области пенсионного обеспечения предусматривается проработать вопросы функционирования обязательного пенсионного страхования и иных видов обязательного социального страхования на базе единых принципов с использованием общей информационной основы; синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования; стимулирования участия работников и работодателей в формировании пенсионных накоплений, в том числе на цели добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения; формирования механизмов, обеспечивающих гарантии сохранности пенсионных накоплений.
В сфере условий и охраны труда предусматривается проработка вопросов совершенствовании нормативной правовой базы в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих; оценки профессиональных рисков и управления ими; стимулирования работодателя на замещение рабочих мест с вредными условиями труда. Предусматривается также принятие новых норм и правил и внесение изменений в действующие нормы и правила в сфере охраны труда, их гармонизация с международными нормами, обеспечение внедрения системы специальной оценки условий труда.
В сфере регионального развития предполагается содействовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, провести анализ и содействовать реализации переданных субъектам Российской Федерации федеральных полномочий в социальной сфере, содействовать развитию социальной сферы регионов, повышению качества базовых социальных услуг, реализации социальных гарантий, содействовать обеспечению стабильного развития моногородов и монопрофильных населённых пунктов путём разработки и реализации комплексных инвестиционных планов, обеспечивающих диверсификацию экономики моногородов и (или) диверсификацию производства на градообразующих предприятиях.
В сфере социального партнёрства определены конкретные направления развития социального партнёрства на 2014-2016 годы, включая урегулирование коллективных трудовых споров; противодействие правонарушениям в сфере трудовых отношений; изучение сложившейся практики досудебного и внесудебного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, повышение эффективности и доступности действующих и развитие новых механизмов и форм их разрешения; обобщение и расширение практики создания при соответствующих трёхсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.