64 региона приняли программы улучшения условий и охраны труда, соответствующие типовой программе
14-08-2013
|
www.rosmintrud.ru
Об этом заявил первый замминистра Сергей Вельмяйкин на селекторном совещании, посвященном реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда. Он напомнил, что Правительством России дано поручение всем регионам принять собственные программы улучшения условий и охраны труда в соответствии с Типовой программой, которая была разработана Минздравсоцразвития России и направлена во все регионы в конце 2011 года. «Дополнительным стимулом для активизации этой деятельности стала работа по выполнению поручений, изложенных в Послании Президента России Федеральному собранию, касающихся создания и модернизации рабочих мест, разработке программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда, - отметил Сергей Вельмяйкин. - Правда, несмотря на то, что большинство регионов разработали и утвердили собственные программы, в ряде субъектов РФ эта работа до сих пор не завершена». В настоящее время в 64 субъектах Российской Федерации приняты программные документы, которые в целом соответствуют Типовой программе. В 13 регионах отсутствуют действующие программы, в девяти из них разработаны проекты программ на основе Типовой программы, которые находятся в стадии согласования и утверждения. В шести субъектах РФ действующие программы не соответствуют Типовой программе. Основные несоответствия связаны с предлагаемыми критериями оценки и программными мероприятиями. В трети программ не предусмотрены мероприятия по совершенствованию лечебно-профилактического обслуживания работающего населения. В качестве недостатков данных программ Сергей Вельмяйкин также указал отсутствие должного финансирования за счет средств региональных бюджетов. В соответствии с Типовой программой предусматривается, что финансирование может осуществляться из различных источников: за счет средств работодателей, регионального и федерального бюджетов, Фонда социального страхования РФ. «В нескольких регионах в 2012 году программы не были подтверждены финансированием, а в ряде субъектов финансирование осуществляется в основном за счет средств ФСС России, которые направляются работодателями на финансовое обеспечение предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний», - подчеркнул Сергей Вельмяйкин. На селекторном совещании было отмечено, что пока преждевременно говорить об эффективности программ, поскольку большинство из них начали полноценно реализовываться только в 2012 году. Однако по итогам прошлого года отмечена некоторая положительная динамика: при увеличении уровня финансирования одновременно наблюдается снижение численности пострадавших.
Справочно: В целом по Российской Федерации в 2012 году уровень производственного травматизма снизился. Число погибших в результате несчастных случаев на производстве по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 27 % (на 1 104 погибших). Снижение числа погибших на производстве в 2012 году по сравнению с 2008 годом произошло в 71 субъекте Российской Федерации, в том числе наиболее существенное снижение числа погибших отмечено в организациях Мурманской, Иркутской, Магаданской, Свердловской, Кемеровской, Томской, Липецкой областей, Удмуртской Республики, Пермского, Красноярского, Хабаровского, Приморского, Краснодарского краев, Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Санкт-Петербурга и ряда других субъектов Российской Федерации. В 2012 году в целом по Российской Федерации погибло 2 999 работников. Увеличение числа погибших на производстве в 2012 году по сравнению с 2008 годом зарегистрировано в 8 регионах, в том числе в Воронежской области, г. Москве, Рязанской области. Число погибших в первом полугодии 2013 года сократилось до 984 работников (аналогичный период 2012 года - 1038 работников).
Основными причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедшими в 2013 году в хозяйствующих субъектах Российской Федерации, явились:
неудовлетворительная организация производства работ;
нарушения правил дорожного движения;
нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда;
нарушение технологического процесса;
недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда.
Таким образом, ежегодно из общего числа происходящих в хозяйствующих субъектах Российской Федерации несчастных случаев на производстве, в том числе с тяжелыми последствиями, более 70 % (в 2013 году - 75,4 %) происходит по организационным причинам, исключительно связанным с управлением производством в целом и организационным обеспечением охраны труда, в частности, обусловленным так называемым «человеческим фактором», тогда как по причинам технического характера (конструктивные недостатки оборудования, несовершенство технологических процессов, эксплуатация неисправных машин и механизмов, неудовлетворительное техническое состояние зданий и сооружений и т.д.) происходит не более 10 % несчастных случаев на производстве (в 2013 году - 8,7 %). Одновременно с этим, состояние условий труда по-прежнему сохранило тенденцию к ухудшению. Удельный вес числа работников, занятых во вредных условиях труда, на конец 2012 года составил 31,8 % (в 2008 году - 26,2 %). Наиболее высокий удельный вес работающих во вредных условиях труда в Сибирском (40,5 %), Дальневосточном (40,1 %) и Уральском (38,5 %) федеральных округах, причем в Дальневосточном федеральном округе показатели превышали среднероссийский уровень во всех входящих в него регионов. Из субъектов Российской Федерации наиболее высокие показатели удельного веса численности работников, занятых во вредных условиях труда, наблюдались в Кемеровской области (58,1 %), Еврейской автономной области (50,5 %), Республике Хакасия (49,2 %), Челябинской области (46,8 %), Вологодской области (46,3 %), Архангельской области (45,7 %).