В Госдуму внесен законопроект, меняющий регламент предрейсового медосмотра водителей. Это было бы частной мелочью, если бы не было частью масштабной госпрограммы по реформированию системы управления охраной труда. Несмотря на то что реформа системы управления охраной труда(СУОТ) проходит тихо, в итоге она значительно ужесточит для работодателей как регламенты, так и ответственность за их нарушения. Системе управления охраной труда посвящена основная часть масштабной программы государственной политики по выводу страны из демографического кризиса, принятой еще лет 10 назад. Она рассчитана до 2025 г. и состоит из трех этапов. Первый должен был завершиться еще в 2010 г., но закончился только что. Его итогом стало внесение целого ряда изменений в трудовое законодательство, в том числе изменение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, изменение порядка проведения медицинских осмотров и т.д. В целом планируется вывести СУОТ на европейский уровень, однако исключительно путем ужесточения законов и ответственности за их нарушение. Что означает увеличение штрафов. Сегодня многим работодателям дешевле заплатить штраф, чем вводить в компании реальную систему управления охраной труда. Общая стоимость постановки СУОТ в офисной компании с количеством сотрудников 200 человек составляет порядка 1 млн руб.(с учетом аттестации рабочих мест). Для складских помещений цифра больше в разы. Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, планируется, во-первых, кратно увеличить штрафы: от 120000 до 400000 руб. для юридического лица и от 30000 до 50000 руб. - для должностного. Но это еще полбеды. Нарушения будут сортироваться по направлениям: обучение, медосмотр, аттестация рабочих мерт аттестация рабочих мест и т.д. И по каждому санкции будут назначаться отдельно. Как показывает практика, нарушения по одному не выявляются. И совокупная сумма штрафа вместо нынешних 50000 максимум легко может составить и 2 млн, и 3 млн руб.! Тогда как общая стоимость поддержания СУОТ будет стоить лишь зарплату сотрудников, ответственных за это. Утешает, что штрафы скорее всего поднимут не завтра. Законопроект, предусматривающий изменения в ст.5.27 КоАП, по которой и начисляются штрафы, внесен в Госдуму еще в 2010 г. И пока просто там лежит. Хотя, например, законопроект по ужесточению штрафов за нарушения пожарной безопасности тоже долго лежал под сукном. Пока серия пожаров лета 2010 г. не заставила законодателей срочно его принять. Может статься, какой-нибудь резонансный несчастный случай на производстве ускорит принятие и этого законопроекта. В любом случае общий вектор на ужесточение регламентов и штрафов СУОТ сохранится. А постановка системы управления охраной труда - процесс не ежесекундный. Вместо того чтобы ждать«грома», не проще ли«постелить соломки» и уже сейчас.