Итоги года: ратификация конвенций Международной организации труда и других международных актов
26-12-2011
|
www.minzdravsoc.ru
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы проводит работу по подготовке к ратификации конвенций Международной организации труда и других международных актов. Ратифицируя международные документы, государство берет на себя обязательства по выполнению их положений, и национальное законодательство не может меняться в сторону снижения гарантий, предусмотренных в международных актах. В 2011 году в России приняты федеральные законы о ратификации:
Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10 сентября 1998 года (№ 30-ФЗ от 8 марта 2011 г.)
Присоединение к Роттердамской конвенции позволяет существенно снизить риски бесконтрольного поступления на территорию России веществ, представляющих особую опасность для населения и окружающей среды при любых видах их использования.
Стокгольмской конвенции 2001 года о стойких органических загрязнителях (№ 164-ФЗ от 27 июня 2011 г.)
Стокгольмская конвенция нацелена на сокращение использования, прекращение производства и последующую полную ликвидацию веществ - стойких органических загрязнителей, включенных в приложения к Конвенции. В качестве прогнозируемых последствий ратификации Стокгольмской конвенции социально-экономического характера следует отметить: 1. снижение производства и использования Стойких органических загрязнителей; 2. улучшение информированности региональных и местных органов власти, ответственных лиц в промышленности и общественности об угрозе для окружающей среды и здоровья населения, которую представляют собой СОЗ; 3. повышение информированности органов здравоохранения о потенциальном риске для здоровья, связанном с конкретной деятельностью промышленных предприятий.
Конвенции 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция № 174)» (№ 366-ФЗ от 30 ноября 2011 г.).
Цель указанной конвенции заключается в предотвращении крупных аварий, вызываемых опасными веществами, и в ограничении последствий таких аварий. В сферу применения конвенции входят вопросы безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности. В отношении предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, Конвенцией № 174 устанавливаются обязательства по идентификации таких объектов, уведомлению компетентных государственных органов об их наличии, созданию системы контроля за факторами повышенного риска, подготовке докладов по безопасности и отчетов об авариях. В отношении компетентных органов государственной власти предусмотрены требования в части готовности к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, осуществлению контроля за соблюдением требований безопасности. Конвенция № 174 также определяет права и обязанности трудящихся и их представителей на объектах повышенной опасности. В частности, регламентируются вопросы консультаций предпринимателей с трудящимися по вопросам безопасности. В 2011 году вступила в силу Конвенция (пересмотренная в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132). Она предусматривает установление минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска. Для получения права на любой ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы. Продолжительность любого такого периода работы определяется компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, но не должна превышать шести месяцев. В России нормы, предусмотренные указанной Конвенцией, нашли отражение в главе 19 «Отпуска» Трудового кодекса Российской Федерации. Минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска предусмотрена статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации и составляет 28 календарных дней. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя (статья 122 Трудового кодекса Российской Федерации). В ближайшее время в Государственную Думу Российской Федерации планируется внести проекты федеральных законов:
«О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенция № 173)»
В проект федерального закона включен текст заявления, в котором Российская Федерация принимает на себя обязательства, предусматривающие защиту требований трудящихся посредством привилегии. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что требования по оплате труда и выплате выходных пособий подлежат удовлетворению во вторую очередь после завершения расчетов с гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, тем самым подтверждается привилегированность работников перед требованиями конкурсных кредиторов. Это отражает высокий уровень защиты требований трудящихся в части предоставления им привилегий в соответствии с Конвенцией № 173.
«О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве»
Цель Конвенции - создание международного договора, охватывающего все современные нормы существующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде. В Конвенции предусмотрен механизм контроля соблюдения и обеспечения её выполнения государством флага судна и государством порта в рамках процедур портового контроля, согласно которому все суда, плавающие под флагом государства-члена, имели и подтверждали Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. Согласно Конвенции судно может, в соответствии с международным правом, быть подвергнуто инспекции не только государством флага, но и другим государством-членом, ратифицировавшим настоящую Конвенцию, когда данное судно находится в одном из его портов, с целью определения, соблюдаются ли на этом судне конвенционные требования. При этом каждое государство-член в соответствии с Конвенцией выполняет инспекцию таким образом, чтобы обеспечить, чтобы судам любого государства, которое не ратифицировало настоящую Конвенцию, не предоставлялся более благоприятный режим, чем судам, плавающим под флагом государства, которое ратифицировало ее. В этой связи в случае вступления Конвенции в силу без ратификации Российской Федерацией, суда, плавающие под российским флагом, будут подвергаться инспекции в иностранных портах, при этом Российская Федерация не будет иметь право предпринимать аналогичные действия. Работа по ратификации конвенций МОТ и других международных актов будет продолжена и в 2012 году.
Справочно: В 2010 году Российской Федерацией ратифицированы 4 конвенции МОТ следующими Федеральными законами:
«О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)»;
«О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции № 135)»;
«О ратификации Конвенции о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154)»;
«О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187)».