Трудовое законодательство не является ограничителем экономического роста
13-01-2017
|
rosmintrud.ru
Об этом заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на панельной дискуссии «Социальное развитие: исторические уроки и грядущие вызовы» в рамках Гайдаровского форума-2017.
«Я глубоко убежден, что ни Трудовой кодекс, ни те тарифы страховых взносов, которые существуют сегодня, не являются главным ограничителем экономического роста, близко даже не стоят к тому, что является ограничителем экономического роста», - подчеркнул Министр.
Вместе с тем он призвал обсуждать законодательное регулирование социально-трудовой сферы в диалоге с социальными партнерами. «Мы исходим из того, что если есть какие-то проблемы, а они действительно есть и в трудовом законодательстве, и в пенсионном, то их можно только очень аккуратно обсуждать с партнерами. Здесь нельзя делать резких движений. Должны быть спокойные эволюционные преобразования на различных переговорных площадках», - отметил глава Минтруда России.
Министр напомнил, что за последние 4-5 лет было сделано много в развитии социально-трудовых отношений в сотрудничестве с социальными партнерами. «Мы провели реформирование системы охраны труда в связке с пенсионным обеспечением, досрочными пенсиями. Мы создали за эти годы новую систему специальной оценки условий труда, в которую включены институты социального партнерства», - рассказал он, отметив, что это было элементом и развития социального партнерства, и пенсионной системы, и системы охраны труда и «в принципе всего, что происходит у нас с оценкой рабочих мест и состояния здоровья работника на производстве».
Максим Топилин также подчеркнул важность того, что работодатели и профсоюзы включились в формирование компетенций, чего невозможно было достичь за предшествующие 20 лет. При этом он отметил, что работодатели и профсоюзы в должны в большей степени участвовать в системе оценки квалификации. Глава ведомства напомнил, что ранее уже предлагал передать со временем функцию утверждения профессиональных стандартов от Минтруда России на уровень работодателей.
«Это не должен быть государственный документ. Эта регуляторика должна перейти на уровень партнеров, или генсоглашениями утверждаться, или решением трех сторон социального партнерства, - высказал мнение Максим Топилин. - Отраслевые советы должны формировать систему профстандартов и говорить, что вот профстандарт, он акцептован отраслевым объединением или общеотраслевым объединением работодателей».
Министр сообщил, что процесс будет постепенным, поскольку необходимо понимать, «насколько готовы принять эту тему работодатели, как складываются соответствующие отраслевые объединения и отраслевые советы, насколько готовы на эту позицию профессиональные союзы». Максим Топилин также обозначил необходимость поставить точку в таком вопросе как повышение минимального размера оплаты труда.
«Нам наконец-то надо поставить точку и к осени этого года найти развязку для того, чтобы обеспечить приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму в регионе, сделать эту конструкцию региональной, - сказал он. - Другого выхода у нас просто не существует».
Говоря о задачах на среднесрочную перспективу, Максим Топилин заявил, что в большей степени надо сосредоточиться на аспектах, связанных с повышением качества подготовки трудовых ресурсов: подключение к системе среднего специального образования корпоративных институтов, развитие системы независимой оценки квалификации и системы профессиональных стандартов.
Также глава министерства коснулся вопроса электронного трудового договора: «У нас есть тема, которую мы сейчас начали обсуждать со всеми партнерами, по внедрению электронного трудового договора».
По мнению Максима Топилина, одним из важных трендов в охране труда должна стать тема сохранения здоровья работников на производстве, профилактики и выявления первых признаков профессиональных заболеваний.
«Сейчас у нас устроена система таким образом, что мы вообще не выявляем профессиональных заболеваний, то есть у нас профессиональные заболевания в принципе отсутствуют. Почему это происходит - потому что у нас система настроена на то, чтобы человек когда только погиб на производстве, компенсацию выплатили и все. И никакого выявления ранних признаков заболевания на производстве просто не существует. Поэтому в системе производственной теряем очень серьезно с точки зрения демографических факторов, - сказал он. - Давайте думать, как это делать. Тогда мы будем создавать дополнительные совершенно возможности для того, чтобы сохранять нормального здорового работника на производстве очень долго - столько, сколько необходимо».