Заместитель Министра Алексей Черкасов выступил на пленарном заседании 105-й сессии Международной конференции труда
14-06-2016
|
rosmintrud.ru
Уважаемые коллеги! Дамы и господа!
Прежде всего хотелось бы отметить важность вопроса борьбы с бедностью, рассмотренного Гендиректором МОТ г-ном Гаем Райдером в докладе «Инициатива по искоренению бедности: МОТ и Повестка дня на период до 2030 года».
Мы подтверждаем свою приверженность Повестке дня в области устойчивого развития до 2030 года и, в частности, стремлению покончить с нищетой и бедностью в период до 2030 года. Достижение полноценной социальной справедливости невозможно в условиях, когда эти феномены существуют в нашем обществе, и Международная организация труда, по нашему мнению, может сыграть важную роль в достижении поставленных задач, используя потенциал своего трехстороннего формата, посредством конвенций, технического содействия и поиска путей решения этих острых социальных проблем.
Безусловно, снижение бедности - одна из главных целей государственной социальной политики в Российской Федерации. За последние 15 лет численность бедного населения значительно сократилась.
В 2000 году за чертой бедности находились 40 млн человек, что более чем в 2 раза больше, чем в 2015 году (19,2 млн человек). По сравнению с 2000 годом реальные доходы населения увеличились за 15 лет в 2,55 раза, реальная заработная плата - в 2,9 раза, реальная пенсия - в 3,9 раза.
В 2014-2015 годах в условиях сложной экономической ситуации отмечается ухудшение основных показателей уровня жизни населения. Численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 3,1 млн человек.
Ведущее место в денежных доходах населения занимает оплата труда. Ее доля в денежных доходах населения в течение последних пяти лет составляла 65-66%. Доля пенсий в денежных доходах населения - 12,5-13%. Доля социальных пособий - 4,1% в 2014 году.
Поэтому в настоящее время ключевой задачей является материальная поддержка наименее обеспеченных слоев населения, прежде всего, работников, получающих небольшую зарплату, пенсионеров, семей с двумя и более детьми.
В целях повышения уровня жизни населения и снижения бедности осуществляются меры, направленные на содействие росту заработной платы работников бюджетных учреждений, повышение уровня пенсионного обеспечения, развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, оказание социальной помощи гражданам с низкими доходами, содействие занятости населения.
Малоимущим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже региональной величины прожиточного минимума, оказывается государственная социальная помощь. Такая государственная социальная помощь оказывается в виде денежных выплат и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты).
В последние годы большое внимание уделяется развитию технологии социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи, которая направлена на стимулирование малообеспеченных граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности.
Гражданам с низкими доходами предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Социальная поддержка граждан становится более адресной. Регионы устанавливают дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий населения исходя из принципа нуждаемости.
Важным условием снижения бедности является обеспечение запланированных темпов экономического роста, сокращения уровня инфляции, устойчивости финансовой системы, увеличения расходов на социальные цели, направляемых из бюджетов всех уровней и других источников.
Другими остро стоящими вопросами в социально-трудовой сфере являются интеграция беженцев и вынужденно переселенных лиц, а также управление миграционными потоками - все эти набирающие обороты процессы имеют огромное значение как для всего мирового сообщества, так и для отдельных стран.
В связи с этим мы также благодарим МОТ за подготовку доклада о содействии справедливой миграции, комплексно рассматривающего вопросы управления международной трудовой миграцией, защиты прав трудовых мигрантов, роли участников социального диалога, проблемные моменты и возможные пути их решения. В целом Российская Федерация занимает второе место в мире после США по миграции.
Так, в 2015 году в Россию въехали более 15 млн иностранных граждан - это, конечно, не только трудовая миграция. По оценкам, сейчас в России работают около 4 млн иностранных граждан. Большинство приезжающих к нам работать относится к странам бывшего СССР.
Также отмечу, что в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) работники таких стран, как Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия могут беспрепятственно трудоустраиваться в России, наравне с российскими гражданами, без дополнительных разрешений и ограничений.
В заключение, я бы хотел выразить признательность и поддержку Генеральному директору МОТ г-ну Гаю Райдеру за выдвижение инициативы «Будущее сферы труда», представленной в соответствующем докладе к 104-й сессии Международной конференции труда (МКТ) и приуроченной к столетней годовщине МОТ в 2019 году.
По нашему мнению, данная инициатива имеет важнейшее значение для определения приоритетов будущей деятельности Международной организаций труда и подготовки эффективных политических решений и ответов на многочисленные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в социально-трудовой сфере. В 2016 году согласно предложенному Международной организацией труда графику, в Российской Федерации планируется проведение комплексной работы в трехстороннем формате для подготовки субстантивного наполнения указанной инициативы и российского видения по обозначенным в ней вопросам.
И, наконец, я бы хотел отметить, что решение обозначенных мною вопросов непосредственно связано с задачами, изложенными в Декларации министров труда стран БРИКС, принятой на 1-й встрече Министров труда этого межгосударственного объединения в феврале 2016 года в г. Уфе.
В связи с этим я выражаю надежду на дальнейшее тесное и успешное взаимодействие БРИКС и МОТ и желаю успеха нашим индийским коллегам, председательствующим в БРИКС в текущем году, в дальнейшем развитии этой плодотворной практики.